Является ли дтп преступлением

Является ли дтп преступлением

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Оглавление:

Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости транспортным средством.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против жизни личности или имущества, или диверсию.

При расследовании ДТП выяснению подлежат следующие обстоятельства

• является ли данное происшествие ДТП;

• время и место происшествия, его последствия;

• имеются ли потерпевшие, каков характер причиненного их здоровью вреда; время и причины смерти;

• характер и размер причиненного материального ущерба;

• какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

• по чьей вине произошло ДТП, каков ее характер;

• какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

• имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;

• не несут ли ответственности за ДТП должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и пр. неисправного транспортного средства или водителя с признаками переутомления, больного и др.;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответст¬венности виновного, а также способствовавшие ДТП;

• не имела ли места инсценировка ДТП.

Первоначальные следственные действия по делам о ДТП

Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого, которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП.

Основными задачами этого следственного действия являются:

• установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;

• предположительная классификация ДТП;

• установление направление движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;

• местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;

• состояние груза, дорожных сооружений и местных предме¬тов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фиксирует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку.

• тип и состояние дорожного покрытия;

• ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, характеристику прилегающих участков;

• обзорность, видимость, освещенность;

• интенсивность и плотность движения; наличие помех движению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия

Осмотр транспортного средства (ТС) начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет придти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покрытия, грязи и т.п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждение для установления освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движения. Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства; кто, кроме него, находился в кабине (салоне), сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие транспортире средства находились на дороге и их взаиморасположение, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП. Выясняют обстоятельства механизма самого ДТП: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или собирался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

При допросе свидетелей выясняют: направление движения ТС, приблизительную скорость его движения, наличие других ТС, поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении и движения каждого из них.

Последующие следственные действия по делам о ДТП зависят от той ситуации, которая сложится после проведения начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, главное — это получение и проверка сведений о ДТП, для чего планируются установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Автотехническая экспертиза позволяет установить механизм ДТП.

транспортно-трасологическая экспертиза позволяет отождествить ТС или установить его групповую принадлежность по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям. Диагностическими задачами, решаемыми экспертизой этого вида, являются установление линии и угла столкновения ТС, разграничение следов первичного и повторного соударения (опрокидывания); обстоятельств выпадения человека из ТС и пр.

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, о механизме повреждений на теле человека, прижизненном или посмертном характере этих повреждений и др.

Металловедческая экспертиза позволяет устанавливать причины повреждений деталей транспортных средств.

Следственный эксперимент производится для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля и для объективизации данных о механизме ДТП.

При необходимости могут быть проведены предъявление для опознания (ТС, водителя), очные ставки, повторные допросы и т.д.

Источник: http://criminalistics-ed.ru/index.php?id=755&request=full

Расследование дорожно-транспортных происшествий

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий. Обстоятельства, подлежащие установлению

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба, либо смерть одного или нескольких человек, а также оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления указанных выше последствий, относятся к числу уголовно наказуемых деяний (ст. 264,265 УК РФ).

Криминалистическая характеристика ДТП во многом определяется тем, что они относятся к разряду неумышленных, неосторожных преступлений. В качестве ее элементов можно выделить следующие.

Обстановка совершения ДТП определяется тем, что большинство их происходит в городах, где развита транспортная система, интенсивное пешеходное движение. В сельской местности происшествий совершается в 5 раз меньше, чем в городах. Причем, в городах значительное большинство происшествий совершается на перегонах улиц и около четверти – на перекрестках и площадях. Подавляющее большинство ДТП связано с нарушениями правил безопасности дорожного движения водителями.

Правовая оценка действий водителя связана с оценкой дорожной обстановки, которая включает в себя комплекс сведений о дорожных условиях, типе и состоянии дорожного покрытия, ширине проезжей части, ее освещенности и состоянии средств регулирования дорожного движения.

По механизму совершения выделяют наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств, опрокидывания, наезды на препятствия, выпадения пассажиров из транспортных средств. Наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств в большей степени присущи городам, в то время как в сельской местности чаще происходят опрокидывания и наезды на препятствия. Последние часто обусловлены слабым контролем за техническим состоянием транспортных средств и обусловленными им неисправностями.

По характеру типичных материальных следов на месте происшествия можно предположительно определить вид ДТП, установить участвовавшие транспортные средства и водителя, по вине которого оно произошло. Так, для наездов на пешеходов характерны следы крови на проезжей части и деталях транспортного средства, неглубокие повреждения частей кузова (крыльев, капота). При столкновениях транспортных средств наблюдаются обширные и глубокие деформации металлических и разломы деревянных частей, множество осколков стекла, частиц краски, грязи и снега, отделяющихся от нижних частей транспортных средств. Находящиеся в транспортных средствах люди получают характерные телесные повреждения, по которым можно судить, кто из них находился за рулем, а кто на месте пассажира.

Для опрокидываний характерны большой протяженности следы торможения или заноса, повреждения боковых частей и крыши кузова, для наездов на препятствия – значительные разрушения передней части транспортного средства.

При изучении личности нарушившего правила безопасности движения водителя важно установить его профессиональные качества (стаж работы водителем, уровень подготовки, опыт вождения), а также наличие заболеваний, оказывающих влияние на безопасное вождение, степень утомления к моменту ДТП, наличие алкогольного опьянения.

К основным причинам ДТП следует отнести: недисциплинированность водителей и пешеходов, пренебрегающих правилами дорожного движения,- переоценка своих способностей, неучет конкретных дорожных условий и т.д.; несоблюдение водителями безопасной дистанции или очередности проезда; переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте, перед близко идущим транспортным средством, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, сооружений, переход проезжей части при запрещающем сигнале светофора.

К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании ДТП, относятся: 1) характер происшедшего (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие); 2) время, место и другие обстоятельства ДТП; 3) виновность водителя в нарушении правил дорожного движения; 4) причинная связь между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями; S) механизм ДТП; 6) наличие отягчающих либо смягчающих вину водителя обстоятельств; 7) характер и размер ущерба (в том числе количество пострадавших и степень тяжести вреда здоровью); 8) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и действия следователя

Возбуждение уголовного дела о дорожно-транспортном происшествии имеет ряд особенностей, присущих только этому составу преступления. Уголовное дело, как правило, возбуждается не в отношении конкретного лица, а по факту случившегося (наезд на пешехода, столкновение транспортных средств, опрокидывание и т.д.). В действительности механизм этого вида происшествий настолько сложен и неочевиден, что в начале расследования не представляется возможным высказать суждение о наличии или отсутствии в действиях водителя нарушения установленных правил. Это удается определить позднее, когда будут собраны и проанализированы все сведения о происшедшем, включая и те, которые не поддаются оценке на основе юридических знаний (скорость движения транспортных средств и пешеходов, установление механизма их взаимного сближения в условиях дорожно-транспортного происшествия, определение технической возможности предотвращения водителем вредных последствий и другие обстоятельства). Это возможно лишь после проведения ряда экспертиз и сопоставления их результатов с другими доказательствами. Поэтому на первоначальном этапе расследования водитель, как правило, допрашивается в качестве свидетеля, а обвиняемым он становится лишь на этапе последующего расследования. Все водители – участники дорожно-транспортного происшествия подлежат медицинскому освидетельствованию для установления состояния опьянения.

На месте происшествия работники милиции (ГАИ, участковые инспектора) определяют состояние опьянения водителя с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости».

Другой путь установления состояния опьянения водителя – проведение судебно-медицинской экспертизы, которая назначается по постановлению следователя и делает выводы по результатам исследования крови, мочи или слюны.

Для определения направления расследования первоочередное значение имеет полнота информации о месте, времени дорожно-транспортного происшествия, его последствиях, личности водителя и транспортном средстве.

Обобщение практики расследования дорожно-транспортных происшествий позволяет выделить три типичных исходных следственных ситуации.

1. Водитель, транспортное средство и потерпевший находятся на месте происшествия, либо, если их по каким-то причинам на месте происшествия не оказалось (например, в связи с доставлением в лечебное учреждение), имеются достоверные сведения о них.

Такая ситуация является самой распространенной и возникает в основном при столкновениях транспортных средств. Она позволяет получить обширную информацию об обстоятельствах происшествия от его участников, осмотра места происшествия и транспортного средства. Характер имеющейся информации в значительной мере определяет вид и последовательность следственных действий по разрешению ситуации: осмотр места происшествия, допрос свидетелей-очевидцев, потерпевшего, водителя, освидетельствование водителя и потерпевшего, назначение судебно-медицинской экспертизы.

2. Потерпевший находится на месте происшествия, а водитель и транспортное средство отсутствуют, и достоверных сведений о них нет.

Эта ситуация характеризуется наличием сведений о времени, месте совершения происшествия, его последствиях.

Непосредственно после осмотра места происшествия целесообразно допросить свидетелей-очевидцев и потерпевшего, прежде всего, с целью получения сведений, необходимых для установления водителя и транспортного средства Затем необходимо назначить судебно-медицинскую экспертизу. После допроса водителя и осмотра транспортного средства их необходимо (в зависимости от особенностей происшедшего) предъявить для опознания, а при необходимости провести очные ставки между свидетелями-очевидцами (потерпевшим) и водителем.

3. Потерпевший, транспортное средство находятся на месте происшествия, но отсутствует водитель транспортного средства.

При этом известны время, место совершения происшествия, последствия и транспортное средство. В таких ситуациях потерпевший, свидетели-очевидцы могут наблюдать совершившего преступление водителя, т. к. он, как правило, прежде чем скрыться с места происшествия, выходит из транспортного средства, чтобы убедиться, что потерпевший мертв или находится в бессознательном состоянии. При наличии очевидцев под предлогом вызова скорой помощи или сообщения о случившемся в милицию водитель скрывается. Кроме того, в такой ситуации нередко водитель делает заявление в милицию об угоне транспортного средства после совершения им дорожно-транспортного происшествия. Поэтому после осмотра места происшествия, допроса свидетелей-очевидцев необходимо организовать поисковые мероприятия с

учетом имеющейся информации, проверяя при этом поступившие в милицию заявления об угоне. Разоблачению ложного алиби водителя после его задержания способствуют не только результаты предъявления его свидетелям-очевидцам, но и судебно-медицинской экспертизы, в ходе которой по полученным водителем телесным повреждениям или ушибам можно установить факт его нахождения за рулем автомобиля.

Особенности тактики первоначальных следственных действий

При расследовании дорожно-транспортных происшествий обычно проводят следующие неотложные следственные действия: осмотр места происшествия, допрос совершившего ДТП водителя, допрос свидетелей-очевидцев, допрос потерпевшего, назначение судебно-медицинской экспертизы.

Осмотр места происшествия. По прибытии на место происшествия необходимо кратко опросить находящихся там потерпевшего, водителя, свидетелей-очевидцев, сотрудника милиции, который первым прибыл на место происшествия, для уяснения сути происшедшего и установления признаков преступления. На основе полученных сведений определяется тактика осмотра места происшествия.

В ходе осмотра места ДТП решаются следующие задачи: обнаружение, фиксация и изъятие следов и других вещественных доказательств; выяснение обстановки происшествия; установление технического состояния транспортного средства; розыск скрывшегося с места происшествия водителя; установление причин и условий, способствовавших ДТП.

В соответствии с этими типичными задачами выделяются типичные объекты осмотра места ДТП: отрезок улицы (дороги) и прилегающая к нему обстановка, труп, транспортное средство, следы действий по сокрытию ДТП.

До начала осмотра определяются границы места происшествия – участок проезжей части улицы (дороги), на котором сохранились следы ДТП, организуется объезд этого участка на время осмотра.

При осмотре проезжей части следует установить тип ее покрытия (асфальт, бетон, грунт), продольный и поперечный профили (уклон, подъем), ширину и число полос для движения, состояние дорожного покрытия (мокрое, обледенелое, заснеженное), дефекты покрытия, наличие и расположение дорожных знаков, светофоров, температуру воздуха и расстояние, на которое просматривается проезжая часть.

Важное значение в познании механизма ДТП имеет изучение следов, образующихся на проезжей части. Наиболее распространенными являются следы движения транспортного средства. Криминалистическая ценность следов заключается в том, что их изучение позволяет установить вид и тип транспортного средства, характерные особенности шин.

Исследование следов движения позволяет также установить направление движения транспортного средства, что необходимо для быстрого розыска скрывшегося водителя. Так, при движении автомобиля по грязи, пыли, снегу на дне следа образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону его движения. Трава приминается в направлении движения транспортного средства. На вертикальной стенке глубокой колеи боковые части шины оставляют дугообразные трассы, обращенные незавершенной частью дуги в направлении движения транспортного средства. При соприкосновении боковой части шины грузового автомобиля с бордюрным камнем грунтозацепы ее оставляют следы в виде расположенных под острым углом друг к другу полос неодинаковой длины, острие которых обращено книзу. Более короткая часть полосы следа обращена в сторону, противоположную движению транспортного средства.

Определить направление движения транспортного средства можно по раздавленным колесом веткам, сухим листьям деревьев, следам разворота.

Другим видом следов движения являются следы торможения транспортного средства, по которым наряду с перечисленными обстоятельствами можно установить скорость движения, техническое состояние автомобиля, место наезда (столкновения), путь пешехода до места наезда и другие обстоятельства. Так, следы торможения имеют более четкое отображение в направлении движения транспортного средства, а их длина зависит от его скорости. Отклонение следов торможения от прямой может указывать на неисправность тормозной системы – на неправильную регулировку тормозов.

Кроме следов колес, на проезжей части могут быть и другие следы: осколки стекла, кровь, грязь и частицы краски, следы волочения потерпевшего и т.д.

Целям розыска скрывшегося с места происшествия водителя могут служить обнаруженные на месте происшествия принадлежащие ему предметы.

При осмотре транспортного средства фиксируются имеющиеся на нем следы ДТП (вмятины, царапины, разрушения деталей), их размеры и расположение, а также проверяется его техническое состояние- исправность тормозной, рулевой систем, светосигнальных устройств, состояние колес и шин; устанавливается также характер груза, его размещение и способ крепления.

Характер повреждений транспортного средства зависит от вида дорожно-транспортного происшествия. Так, для наездов на людей характерны вмятины овальной формы без повреждения слоя краски. Столкновения транспортных средств, опрокидывания, наезды на препятствия сопровождаются значительными повреждениями с разрывами металла и обширными отслоениями краски.

В целях наиболее полного выявления следов и предотвращения их порчи целесообразно осматривать транспортное средство в следующей последовательности: передняя часть, правая боковая, задняя, левая боковая части, крыша и низ.
Допрос свидетелей-очевидцев и потерпевшего. Круг обстоятельств, выясняемых при допросе свидетелей-очевидцев, можно разделить на четыре группы: об условиях восприятия события; о дорожных условиях и дорожной обстановке; об обстоятельствах совершения ДТП; о действиях водителя и других лиц после происшествия.

Правильной оценке показаний свидетелей-очевидцев и потерпевшего способствует выяснение условий восприятия случившегося. В этих целях выясняется состояние свидетеля или потерпевшего (не был ли болен, не находился ли в состоянии опьянения, что привлекло его внимание к дорожно-транспортному происшествию и т.д.). Кроме того, необходимо выяснить у них, каковы были погодные условия, видимость (освещенность), состояние проезжей части и т. п.

Если потерпевший двигался по проезжей части, то следует уточнить, двигался ли он по пешеходному переходу, какой сигнал был включен в светофоре, когда он увидел транспортное средство или услышал звук его двигателя, на каком расстоянии и какова была скорость его движения. Особое внимание следует уделить выяснению характера движения пешехода: в каком темпе он передвигался (медленным, спокойным или быстрым шагом, бегом); если менял темп движения, то какие отрезки и в каком темпе преодолел, какое расстояние прошел от тротуара до места наезда и под каким углом по отношению к проезжей части, каково было расположение транспортных средств на проезжей части.

При выяснении обстоятельств механизма наезда следует установить, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар и какие телесные повреждения были причинены, в какой одежде находился и какие на ней образовались следы.

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, при допросе нужно выяснить, подходил ли водитель к потерпевшему, какие действия производил на месте происшествия, каковы его приметы и отличительные признаки транспортного средства.

У потерпевших от столкновения транспортных средств, опрокидывания и других видов ДТП выясняют: кто находился за рулем транспортного средства, на каком месте находился потерпевший, с какой скоростью вел водитель транспортное средство и как оно располагалось на проезжей части, время и место происшествия, какие следы образовались на проезжей части и транспортном средстве, как располагались транспортные средства после происшествия.

Допрос водителя. Важным источником информации о дорожно-транспортном происшествии на первоначальном этапе расследования являются показания водителя.

Независимо от вида ДТП и исходной следственной ситуации, при допросе водителя можно выделить четыре группы вопросов, по которым надлежит его допросить: о личности водителя и особенностях транспортного средства; о дорожных условиях и дорожной обстановке; об обстоятельствах совершения происшествия; о действиях водителя после ДТП.

При изучении личности водителя необходимо установить стаж его работы в качестве водителя, квалификацию, наличие нарушений правил дорожного движения, за которые он привлекался к административной или иной ответственности, судимости.

Транспортное средство является важным элементом системы обеспечения безопасности движения, поэтому нужно выяснить сведения о его техническом состоянии. Если при осмотре обнаружена неисправность транспортного средства, то следует выяснить, было ли оно исправно перед выездом на линию, когда и каким образом эта неисправность проявилась. Если неисправность возникла в пути следования, необходимо установить характер этой неисправности, ее проявление и причину продолжения движения. Одновременно нужно выяснить сведения о лицах, ответственных за техническое состояние транспортных средств, и кем был разрешен выезд из автопредприятия.

Познание дорожной обстановки и дорожных условий связано с установлением видимости, т.е. возможности различать водителем конкретные объекты (транспортные средства, пешеходов, повороты дороги) с определенного расстояния, а также освещенности проезжей части (уличное освещение, ближний или дальний свет фар), типа и состояния дорожного покрытия, профиля проезжей части.

Наиболее сложной является часть допроса об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия и центрального их элемента- механизма ДТП. Основное внимание уделяется выяснению характера движения транспортных средств, транспортного средства и пешехода непосредственно перед столкновением, наездом. При выяснении обстоятельств происшествия возникает задача получить точные данные о различных процессах (скорости транспортных средств, темпе движения пешехода, взаимном расположении движущихся объектов) на этапах развития происшествия, а также об обстановке происшествия.

Если ДТП связано с наездом на пешехода, то при допросе выясняется: с какой стороны по направлению движения транспортного средства появился пешеход, когда он был обнаружен водителем и на каком расстоянии, какой был темп его движения, не останавливался ли он и не менял ли темп движения, в каком месте на проезжей части произошел наезд, были ли предметы, мешавшие своевременно обнаружить пешехода.

Для обеспечения правильного анализа механизма ДТП важным является выяснение действий водителя, которые он предпринимал для его предотвращения (торможение, объезд, подача звукового или светового сигнала) и на каком расстоянии от пешехода. Кроме того, необходимо выяснить поведение пешехода в этой дорожной ситуации: смотрел ли он в сторону приближающегося транспортного средства, как передвигался, как реагировал на сигналы водителя. Нередко такой анализ действий водителя и потерпевшего позволяет уже в начале расследования установить правомерность действий одного из них.

При столкновениях транспортных средств круг подлежащих выяснению вопросов определяется обстоятельствами конкретного происшествия. Так, при расследовании попутных столкновений необходимо знать скорость, дистанцию транспортных средств, их расположение на проезжей части. У водителя переднего транспортного средства следует выяснить, какие его действия предшествовали столкновению и чем они были вызваны. У водителя заднего – как он воспринимал действия водителя переднего транспортного средства и на основе каких признаков сделал вывод о его действиях. Например, если у него создавалось впечатление о торможении переднего автомобиля, то включался ли стоп-сигнал, заблокировали» ли колеса.

Во время допроса водителя, скрывшегося после совершения ДТП, помимо уже изложенных обстоятельств, необходимо выяснить причину побега с места происшествия, куда он после этого прибыл, какие действия совершал по сокрытию следов происшествия, кому и что именно рассказывал об обстоятельствах совершенного им деяния.

Назначение судебно-медицинской экспертизы. При расследовании дорожно-транспортных происшествий судебно-медицинская экспертиза назначается для установления характера телесных повреждений, механизма их образования, для определения причины смерти.

Причиненные при ДТП телесные повреждения можно разделить на специфические, характерные и нехарактерные.

Специфические повреждения передают некоторые свойства деталей транспортного средства (размер, форму), например, отпечатки протектора шины, бампера, ободка фары на теле или одежде потерпевшего.

Характерные – возникают только в условиях конкретных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (наезд на человека, столкновение транспортных средств, выпадение из транспортного средства).

Могут возникнуть и нехарактерные телесные повреждения, не имеющие присущих двум первым группам признаков. Они возникают от воздействия на тело человека любого тупого или острого предмета.

При выяснении механизма образования телесных повреждений, наряду с вопросами о характере, степени тяжести, расположении, времени и последовательности образования телесных повреждений, причине смерти, могут быть получены ответы на вопросы о процессах причинения телесных повреждений: являются ли они результатом удара, сдавления, трения; о положении потерпевшего в момент причинения телесных повреждений (поза потерпевшего, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар, какие телесные повреждения возникли от удара транспортным средством, а какие от скольжения тела по проезжей части и т.д.).

Кроме того, эксперт может установить состояние потерпевшего в момент происшествия, например, наличие опьянения, физических недостатков (хромота, отсутствие отдельных органов).

По характеру телесных повреждений можно установить, кто конкретно из находившихся в транспортном средстве лиц управлял им.

Последующие следственные действия

Следственный эксперимент. При расследовании дорожно-транспортных происшествий возникают различные задачи, требующие экспериментальной проверки некоторых обстоятельств происшествия. Чаще всего следственный эксперимент проводится для установления скорости движения транспортных средств и пешеходов, взаимного расположения транспортных средств, определения видимости или обзорности для водителя.

Необходимость установления экспериментальным путем скорости транспортного средства возникает, когда отсутствуют следы торможения. Она может быть установлена двумя способами – определением времени движения по конкретному участку дороги или измерением скорости с помощью соответствующих приборов. В первом случае выбирается участок дороги протяженностью 50 или 100 м и водителю предлагается проехать его со скоростью, с которой он вел автомобиль перед происшествием. Спидометр автомобиля предварительно закрывается непрозрачным материалом. Движение автомобиля фиксируется секундомером или скоростемером. На основе этих данных при производстве автотехнической экспертизы определяется скорость автомобиля. Во втором случае скорость автомобиля фиксируется с помощью радиолокационных приборов типа «Барьер», которыми оснащены подразделения Госавтоинспекции.

При определении характера движения людей потерпевшему предлагается преодолеть расстояние, равное, например, пути от тротуара до места наезда выбранным им темпом. Время преодоления этого расстояния фиксируется секундомером. Оно служит основой для определения скорости движения пешехода.

Назначение экспертиз. Для исследования события дорожно-транспортного происшествия, транспортного средства назначается автотехническая экспертиза.

Круг вопросов, решаемых автотехнической экспертизой, можно разделить на три группы.

В первую группу входят вопросы, решение которых позволяет установить механизм происшествия. К ним следует отнести, например, решение вопросов о скорости движения транспортных средств и пешеходов к моменту происшествия, о взаимном удалении транспортных средств, транспортного средства и пешехода на различных этапах развития события, о техническом состоянии транспортного средства, характере неисправности, времени и причине ее возникновения и т.п.

Во вторую группу входят вопросы, относящиеся к оценке действий водителя по обеспечению требований безопасности дорожного движения Например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации, какими требованиями правил дорожного движения нужно было руководствоваться при проезде конкретного отрезка дороги, мог ли водитель предотвратить наезд и др.

К третьей группе следует отнести вопросы, направленные на установление причинных связей между действиями участников происшедшего события и наступившими последствиями. На разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, находятся ли в причинной связи с последствиями преступления определенные действия водителя, пешехода, оцениваемые с точки зрения их несоответствия требованиям безопасности движения.

Для установления механизма происшествия и связанных с ним задач проводится трасологическая экспертиза, объектами которой являются следы транспортных средств, следы их взаимодействия.

Кроме того, по делам данной категории нередко назначаются судебно-химическая экспертиза (для исследования следов отслоений краски, характера и состава вытекших жидкостей и т.д.), а также комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автотехническая и др.).

Допрос обвиняемого При расследовании ДТП допрос обвиняемого требует тщательной подготовки. Это обусловлено тем, что к моменту предъявления обвинения водитель бывает достаточно осведомлен об обстоятельствах расследуемого события, чему способствует его участие в таких следственных действиях, как осмотр места происшествия, очные славки, назначение экспертиз.

Допрос не следует сводить к повторению данных на первоначальном этапе показаний. Он должен содержать анализ допущенных нарушений правил дорожного движения, характера действий по управлению транспортным средством, допущенных при этом просчетов в оценке дорожной обстановки. В ходе допроса обвиняемого важно показать наличие причинной связи между допущенными им нарушениями правил дорожного движения и наступившими последствиями. Поскольку многие процессы могут быть познаны только с использованием специальных познаний (определение скорости по длине следов торможения, взаимного удаления транспортных средств в различные моменты развития события, установление причин неисправностей и т.д.), то следует широко использовать заключения экспертиз – автотехнической, транспортно-трасологической, судебно-медицинской.

Источник: http://be5.biz/pravo/k013/35.html

Уголовная ответственность при ДТП

В последнее время численность преступлений, вызванных несоблюдением правил дорожного движения, резко возросла. В результате этого количество смертей, произошедших по причине аварий на автотранспорте можно сопоставить с количеством смертей от убийств. Такая динамика связана с увеличением числа машин.

Примерно треть всех происшествий случается в результате превышения скорости движения, а каждое восьмое ДТП происходит из-за того, что транспортом управляет водитель, находящийся в состоянии опьянения.

Нарушить правила может любой законопослушный гражданин, в связи с чем данная тема может быть актуальна для широкого круга лиц.

По делам, возбужденным по ст. 264 УК, приходится сталкиваться со специальными юридическими и техническим вопросами, связанными с ДТП. Технические вопросы разъясняются при помощи судебной автотехнической экспертизы, а для решения юридических вопросов как обвиняемому (подозреваемому), так и потерпевшему будет необходима квалифицированная помощь адвоката по ДТП (стоит обратить внимание, что уголовные дела по ДТП согласно закону имеет право вести только адвокат).

Состав преступления

Предмет преступления. Рассматриваемое преступление может быть совершено только через взаимодействие с транспортом.

К транспортным средствам, которые подразумеваются в ст.264 УК, относятся автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора, мотоциклы, иные самоходные машины (автокраны, экскаваторы, автопогрузчики и т. п. ), а также другой механический транспорт (транспорт, имеющий двигатель с рабочим объемом 50 см³ и максимальную скорость, превышающую 50 километров в час, а также прицепы к нему, которые требуют регистрации. Таким образом, преступления, совершенные при управлении мопедов, мокиков и велосипедов с подвесными двигателями, не относятся к статье 264 УК РФ.

Объект преступления сложный, так как включает основной и дополнительный объекты: правила управления и эксплуатации механического транспорта и безопасность жизни и здоровья человека.

Деяние, указанное в ст. 264, предполагает нарушение:

  • правил дорожного движения — предписаний, касающихся движения транспорта. К примеру: превышение скорости, неправильный обгон, неподчинение сигналу светофора или жестам регулировщика и т. п.
  • правил эксплуатации — предписаний, направленных на поддержание технического состояния транспорта, обеспечивающего безопасность его функционального использования. К примеру: управление технически неисправным транспортом, перевозка людей на транспорте без специально оборудованных посадочных мест, вождение в состоянии опьянения.

Для того чтобы такие нарушения можно было признать деянием в рамках ст.264 УК, они должны быть совершены в процессе движения транспорта.

Ответственность по ст.264 УК возникает только в случае нарушения конкретного правила, связанного с управлением и эксплуатацией транспорта. Если такие правила не нарушены, то лицо не должно нести ответственность. Например, если лицо нарушает правила пожарной безопасности, правила техники безопасности, правила погрузочно-разгрузочных работ — оно не должно привлекаться к ответственности по 264 УК РФ.

Общественно-опасные последствия, возникающие при совершении преступления:

  • причинение тяжкого вреда здоровью;
  • смерть человека;
  • смерть нескольких людей.

Если такие последствия не наступают, то состав преступления отсутствует, однако лицо может быть привлечено к иной ответственности, например, административной.

Для наступления ответственности необходимо установить причинно-следственную связь между имевшим место нарушением правил и общественно-опасными последствиями. Для определения того, имеется ли такая связь, нужно понять:

  1. Связано ли конкретное ДТП с участием в нем данного водителя и предшествовало ли оно во времени наступившим последствиям;
  2. Какое именно нарушение допущено;
  3. Силу влияния этого нарушения на наступившие последствия.

Но наличие такой связи еще не означает положительное решение о возложении на лицо уголовной ответственности. Еще необходимо определить, является ли это лицо виновным. Анализируемому преступлению характерна такая форма вины, как неосторожность. Причем могут иметь место две ее разновидности. Первая — легкомыслие, когда лицо знает о возможности наступления последствий, которые предусмотрены статьей 264 УК РФ, но, не имея на то достаточных оснований, надеется на их предотвращение. Второе — небрежность, когда лицо не осознает возможности возникновения таких последствий, хотя, будучи внимательным и предусмотрительным в необходимой степени, должно было и могло их предвидеть.

Субъектом данного преступления, т.е лицом, которое может быть привлечено к ответственности по рассматриваемой статье, может быть лицо, которому исполнилось 16 лет. По психологическим признакам лица, совершившие данное преступление характеризуются разбросанностью внимания, пренебрежением правилами предосторожности, излишней самоуверенностью, склонностью к лихачеству, легкомысленной недооценкой ситуации.

При этом неважно, своим или чужим транспортным средством управляло лицо, допустило ли оно нарушение во время работы или в нерабочее время, имеются ли у него водительские права или оно было лишено их или вовсе не имело.

Если ДТП произошло во время учебной езды, то к уголовной ответственности привлекается не ученик, а инструктор, если в его действиях обнаруживается нарушение правил (например, несоблюдением правил эксплуатации является учебная езда, осуществляемая на машине, которая не оборудована двойным управлением).

Если устанавливается, что ученик не отреагировал на указания инструктора и грубо нарушил правила, умышленно создал аварийную ситуацию с намерением причинить вред человеку, то он также должен отвечать за причинение такого вреда, но не по составу статьи 264 УК, а за преступление против личности.

Ответственность

Ответственность за данное преступление различается в зависимости от наступивших последствий. К ним относятся:

  • тяжкий вред здоровью (часть 1 ст. 264). Наказанием выступают:
    • ограничение свободы сроком до 3-х лет;
    • принудительные работы на срок до 2 лет, при этом лицо может быть лишено права управлять транспортом сроком до 3 лет;
    • арест на срок до полугода;
    • лишение свободы до 2 лет, при этом лицо может быть лишено права управлять транспортом до 3 лет;

Если то же деяние совершено в состоянии опьянения (наступившего из-за употребления алкоголя, наркотиков или от иных одурманивающих веществ) (ч.2 статьи 264 УК), то предполагается повышенная уголовная ответственность. Наказанием выступают:

    • принудительные работы на срок до 3 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на этот срок;
    • лишение свободы сроком до 4 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
  • смерть человека (предусматривается частью 3 ст. 264 УК). Наказанием выступают:
    • лишение свободы со сроком до 5 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет.

То же деяние, совершенное в состоянии опьянения (ч.4 ст.264 УК РФ), влечет повышенную ответственность. Наказанием выступает:

    • лишение свободы сроком до 7 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
  • смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ). Наказанием выступают:
    • принудительные работы сроком до 5 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
    • лишение свободы сроком до 7 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет.

Совершение того же деяния в состоянии опьянения влечет повышенную ответственность. Наказанием выступают:

    • принудительные работы сроком до 5 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
    • лишение свободы сроком до 10 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;

Если из-за ДТП пострадало несколько человек, то деяние квалифицируется следующим образом: если причиненный вред однородный, должна вменяться соответствующая такому вреду часть ст.264 УК. Если же причинены последствия различной тяжести, которые предусмотрены разными частями ст. 264 (например, один из пострадавших погиб, а другому причинен тяжкий вред здоровью), то применяется та часть статьи, которая предусматривает наиболее тяжкое преступление.

Таким образом, дела, возбужденные по статье 264, имеют много тонкостей, разобраться с которыми поможет квалифицированный адвокат по ДТП.

Источник: http://advokat-gorelkin.ru/info/blog-advokata/dtp/ugolovnaya-otvetstvennost-pri-dtp/

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДТП

В соответствии с Правилами дорожного движения ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения [1] .

В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. Они предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: «Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 264 УК РФ), «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» ст. 265 УК РФ), «Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» (ст. 266 УК РФ), «Приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения» (ст. 267 УК РФ) [2] . По статистике в числе дорожно-транспортных происшествий основное место занимает статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Наряду с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации ТС (транспортных средств) регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинений ст. 264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

Объектом дорожно-транспортного преступления являются в широком смысле – общественная безопасность; «а непосредственный объект – безопасность движения и эксплуатация транспортных средств и дополнительный объект – здоровье потерпевшего, либо собственность»[3].

Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования транспортных средств, то есть вождению и эксплуатации транспортных средств. Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями. Первое – эксплуатация должна осуществляться в процессе управления транспортным средством. В этой связи она включает технический осмотр транспортного средства, устранение неисправностей, соблюдения правил перевозки грузов, стоянки и так далее. Второе условие относится к содержанию и эксплуатации, в этом смысле эксплуатация должна быть связана с обеспечением безопасности движения. Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение и так далее. Это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения и поэтому их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза связаны с безопасностью движения, то есть в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.

Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру транспортных средств, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению транспортных средств и так далее.

Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта людьми, управляющими транспортными средствами, является материальным составом преступления, объективная сторона которого включает в себя действие или бездействие лица, управляющего транспортным средством, которое и противоречит Правилам дорожного движения, наступление общественно опасных последствий, предусмотренных нормой уголовного закона, причинную связь деяния и общественно опасных последствий объективными причинами считают: «недостатки в планировании улиц автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств» [3] . Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ, необходимо установить, допущено ли им нарушение Правил дорожного движения, в чем оно выразилось, и какие пункты Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств нарушены. Нужно установить «наличие причинной связи между допущенным нарушением правил и наступившими вредными последствиями. Следует учитывать, что, например, физический контакт между движущимся транспортом и пострадавшим лицом еще не свидетельствует о причинной связи. Такой вывод может быть сделан лишь при наличии у водителя технической возможности избежать вредного последствия» [4] .

Преступление может быть совершено как действием, так и бездействием. Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неподчинение сигналам светофора и жестам регулировщика, несоблюдением очередности проезда перекрестков, неправильном обгоне, игнорирование дорожных знаков и так далее. К видам нарушения правил эксплуатации относятся: эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов и так далее. Нарушение Правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при различных видах работ – ремонтных, разгрузочно-погрузочных – не посягают на общественную безопасность, поэтому не могут квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Лица, допустившее подобные нарушения, подлежит ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, сформулирован законодателем как материальный. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может наступить лишь при определенных последствиях, вызвавших ДТП. «В качестве таких последствий закон называет принесение крупного ущерба, смерть одного, двух и более лиц. Законодатель не расшифровывает понятия «крупный ущерб»» [5] .

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, может быть только лицо, управляющее средством, независимо от права на такую деятельность. Субъектом этого вида преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств – преступление неосторожное. Субъективная сторона этого преступления включает: неосторожность в к наступившим вредным последствиям, когда водитель предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействие), но без достаточных к тому оснований рассчитывает их предотвратить (преступное легкомыслие), либо не предвидит такие последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был реально их предвидеть (преступная небрежность); а также неосторожность или умысел относительно самого нарушения ПДД. При этом, если водитель допустил нарушение в состоянии крайней необходимости или не мог по объективным причинам предотвратить их, вина водителя исключается. Но «если же водитель использовал транспортное средство как орудие убийства или причинения вреда здоровью своей жертвы, то это уже будет не ДТП и не дорожно-транспортное преступление, а умышленное убийство или умышленное причинение телесных повреждений и действия обвиняемого будут квалифицироваться по иным статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности» [6] . При решении вопроса о возбуждении уголовного дела о ДТП действуют определенные правила и институты уголовно-процессуального права. Уголовное дело о ДТП может возбуждаться только при наличии тому повода и основания предусмотренного уголовно-процессуальным законом. Для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеются данные свидетельствующие о самом факте преступления. По делам о ДТП такие данные содержатся в материале осмотра места автопроисшествия, объяснениях водителей, очевидцев, потерпевших.

Далее следователь должен планировать расследование – это творческая работа следователя: специального, всестороннего, полного и объективного установления всех обстоятельств и причин совершения ДТП от начальных следственных действий и до окончания расследования и направления уголовного дела в суд. Также нужно построение следственных версий. Следственная версия – это предположение, исходящее от следователя, основанная на фактических данных, на событиях преступления и его отдельных обстоятельствах, подлежащих проверке. Версия является рабочим инструментом следователя и должна обладать гибкостью и способностью развиваться и изменяться в ходе расследования.

Практика расследования ДТП показывает, что наиболее типичными их причинами являются:

  • 2) нарушение им (ими), а равно другими ответственными лицами Правил эксплуатации транспортных средств;
  • 3) грубая неосторожность самого потерпевшего;
  • 4) самоубийство пострадавшего;
  • 5) случайное стечение обстоятельств, не охватываемое предвидением водителя и другими участниками дорожного движения;
  • 6) умышленное убийство с использованием механического транспортного средства в качестве орудия убийства;
  • 7) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого, как правило более тяжкого преступления.

Из каждой вышеизложенной версии вытекают другие, так называемые частные версии. Так при проверки того обстоятельства, что преступление стало возможным вследствие нарушения водителем Правил дорожного движения, выдвигаются такие версии:

  • 1) сознательно и грубо нарушены правила дорожного движения;
  • 2) хотя водитель своевременно воспринял опасность продолжение движения, но легкомысленно рассчитывал ее предотвратить;
  • 3) водитель неправильно расценивал дорожную ситуацию, либо не предвидел возникающую (возникшую) опасность, хотя, исходя из конкретных обстоятельств дела, не должен был, мог, но и обязан был ее предвидеть;
  • 4) неправомерные (не правильные) действия водителя стали ответной реакцией на нарушение правил дорожного движения другими лицами и так далее.
  • [1] Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: Третий Рим, 1999, с.3.
  • [2] Уголовный Кодекс Российской Федерации. – М.: Терра, 1996, с..
  • [3] Руководство для следователей/Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М.: ИН. ФРА-М, 1998, с. 624.
  • [4] Расследование преступлений: Руководство для следователей/Коллектив авторов. – М.: СПАРК, 1997, с. 362.
  • [5] Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие/Н.Д. Селиванов, А.И. Дворкин, Б.Д. Завидов и др. – М.: Лига Разум, 1998, с. 123.
  • [6] Домашняя юридическая энциклопедия. Защити себя сам. – М.: Олимп; ООО Издательство АСТ-ЛТД 1998, с. 264.

Источник: http://studexpo.ru/45957/administrativnoe_pravo/osobennosti_rassledovaniya_dorozhno_transportnyh_prestupleniy